Одной из важных составляющих приоритетного национального проекта “Образование” является новая система оплаты труда. В полном объеме она с 1 сентября 2007 года введена пока только в одном учебном заведении Новочебоксарска — гимназии № 6. О ходе эксперимента рассказали заместитель директора по учебно-воспитательной работе Валентина Лазарева и главный бухгалтер Светлана Михайлова.
Сначала о самом главном — зарплата учителей, участвующих в эксперименте, состоит из двух частей: базовой и стимулирующей. Начнем с базовой.
По часам распланировать год
Существует старый анекдот о том, как поздним вечером учительницу догоняет на улице грабитель и говорит ей: “Гони часы!” Та в ответ: “Часы не отдам, берите классное руководство!” Анекдот наглядно показывает, как раньше педагоги относились к различным аспектам своей работы. За классное руководство платили копейки, потому оно ценилось невысоко. Количество же уроков в неделю (часов) непосредственно влияло на размер зарплаты. Поэтому учителя и стремились вести как можно больше занятий. Лет десять назад в учебных заведениях обычной считалась полуторная нагрузка (27 часов при норме 18).
Сейчас редко кто из педагогов шестой гимназии ведет хотя бы по 19 или 20 уроков в неделю. В этом нет необходимости, “лишние” часы не принесут больше денег. В основном учебная нагрузка составляет плановые 18. Правда, столько же отведено на внеурочную деятельность. Получается 36-часовая рабочая неделя.
Чем же заполняет учитель половину времени? Подготовкой к урокам и проверкой тетрадей, ежедневными делами классного руководителя, дополнительными занятиями с учениками перед олимпиадой или научно-практической конференцией... В гимназии отменены отдельные выплаты за подмену заболевшего учителя, ведение индивидуальных занятий на дому. Все уже включено в базовую часть зарплаты. Главное — в начале года правильно спланировать свое рабочее время, а потом скрупулезно (в буквальном смысле отмечать по часам) отчитаться, как и чем была заполнена каждая неделя. Это в дополнение к обычной отчетности, которую, разумеется, никто не отменял.
По словам В.Лазаревой, педагоги гимназии полностью адаптировались к таким условиям.
Мани, мани...
Как же изменилась зарплата учителей? С.Михайлова привела данные: молодой специалист без стажа, устроившийся на работу в любую школу нашего города в сентябре 2007 года, получил бы 3285 рублей оклада (не учитывается стимулирующая часть зарплаты. — Прим. авт.), а в гимназии — 6062 рубля (без учета стимулирующей части и гимназических надбавок). Кстати, в сентябре в гимназии приняты на работу два преподавателя иностранных языков. Один из них — из Чебоксар. К слову, именно по названной специальности в новочебоксарских школах традиционно ощущается нехватка молодых специалистов.
Но то у начинающих, а что у опытных преподавателей? Вот конкретные примеры (см. таблицу). Из этических соображений мы заменили конкретные фамилии учителей на условные обозначения.
На размер базовой части влияют полученное образование, стаж работы, квалификация, имеющиеся награды. Видно, что большая разница между зарплатами учителей первой и высшей квалификационных категорий. Сделано это намеренно. Хочешь получать значительно больше? Развивайся, добивайся результатов, пройди аттестацию... В общем, войди в элиту преподавательского состава. Кстати, педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, в гимназии довольно много — 35 человек!
Стимулирующая часть зарплаты
В сентябре 2007-го стимулирующие фонды появились во всех школах, их размер составляет не менее 10 процентов от фонда заработной платы. В каждом учебном заведении разработаны свои критерии оценки достижений учителей. Согласно им каждому педагогу начисляются баллы. Исходя из них учителю и выплачивают определенную сумму. В распределении средств обязательно участвует общественный совет школы.
Гимназия несколько отличается от других образовательных учреждений. Фонд заработной платы здесь больше, а значит, немалый и стимулирующий фонд. Например, в прошлом месяце он составил 100 тысяч 600 рублей. Каждый учитель получил свой “кусочек” от этого “пирога” в зависимости от того, сколько баллов набрал (от 1 до 53).
Комиссия заседает два раза в год. Учитель представляет на рассмотрение письменный анализ своей деятельности. Указывает в нем собственные достижения, например, участие в конкурсе профессионального мастерства, а также своих воспитанников в городских, республиканских, всероссийских соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, конференциях. Комиссия может как вычесть, так и добавить некоторое количество баллов. Например, снять их за несвоевременную сдачу отчета. Цена балла высчитывается после того, как суммируется их общее количество по гимназии. К слову, при последнем подсчете 1 балл равнялся 47 рублям 33 копейкам.
Таким образом за счет участия в конкурсах можно поднять свою зарплату в среднем на 2 тысячи рублей. В.Лазарева отметила возросшую активность, особенно среди учителей начальных классов. Если раньше некоторых приходилось уговаривать выставить команду на то или иное соревнование, то сейчас классные руководители сами приходят, интересуются, какие состязания предстоят.
Будущее эксперимента
Для того, чтобы эксперимент распространился на все школы, следует доказать его эффективность. Значит, гимназия не должна снижать планку. Впрочем, она и не собирается это делать. Шестая заняла первое место на конференции “Наука. Творчество. Развитие”, а также стала лучшей по результатам городских олимпиад (в обоих случаях в пятый раз).
Планируется, что с сентября 2008 года стимулирующий фонд составит 20 процентов от фонда оплаты труда, а к эксперименту присоединятся и другие новочебоксарские школы.