В течение 2006 года отделом внутренних дел по г.Новочебоксарск, во взаимодействии с другими правоохранительными органами города, осуществлялся комплекс мер, направленных на защиту граждан от преступных посягательств, обеспечение общественного порядка и личной безопасности граждан. При этом особое внимание уделялось предупреждению террористической угрозы, борьбе с организованной преступностью и коррупцией, противодействию незаконному обороту оружия и наркотиков. В течение прошедшего периода проведена большая работа по повышению и укреплению авторитета милиции и восстановлению доверия со стороны населения. Организовано тесное взаимодействие со средствами массовой информации по освещению оперативно-служебной деятельности ОВД.
Должен сказать, что истекший период был напряженным, однако при всей сложности оперативной обстановки удалось осуществить многое из того, что было запланировано.
Для улучшения деятельности ОВД внедряются более современные и эффективные информационные формы и методы организации работы, активно продвигается процесс создания единой локально-вычислительной системы между ОВД, МВД и Администрацией города. Применение современных информационных технологий в деятельности ОВД открывает качественно новые возможности и позволит осуществлять контроль за развитием криминальной ситуации, а также моделировать и прогнозировать развитие оперативной обстановки на различных уровнях управления.
Возрождается многоуровневая система профилактики правонарушений. В органе местного самоуправления создана межотраслевая комиссия по профилактике правонарушений на 2006-2008 годы, объединяющая все субъекты профилактики, основными целями которой являются участие населения в поддержании правопорядка в городе и совершенствование системы профилактики. Данная программа включает в себя широкий спектр мероприятий - от формирования здорового образа жизни населения, привлечения детей и молодежи к спорту, организации их досуга, патриотического воспитания и до профилактики правонарушений несовершеннолетних, социальной реабилитации граждан, освободившихся из учреждений исполнения наказания. Но, даже самая хорошая программа остается лишь красивым документом, если не добиться ее реального выполнения. Поэтому всем субъектам профилактики необходимо знать цели и задачи и просчитать ожидаемый эффект от выполнения мероприятий.
Кроме того, приказ МВД России № 19-06 г. обязывает каждого сотрудника милиции заниматься профилактической деятельностью, в том числе включая следователей и дознавателей. Но в то же время, определенная недооценка важности этого направления профилактической работы сохраняется. Думаю, что легче предупреждать, чем раскрывать преступления.
Завершается выполнение комплексной программы по усилению борьбы с преступностью в г. Новочебоксарск на 2004-2006 годы, которая позволила значительно укрепить материально-техническую базу правоохранительных органов. В настоящее время разработана комплексная программа по усилению борьбы с преступностью в г. Новочебоксарск на 2007-2009 годы и направлена на утверждение депутатами городского собрания.
Активное участие в обеспечении правопорядка на улицах города принимают члены народной дружины. Кроме того, оказывают большую помощь правоохранительным органам в борьбе с преступностью территориальные органы самоуправления. Данное направление деятельности признано положительным опытом работы ОВД по г. Новоче-
боксарск и направлено для внедрения в другие ГРОВД по Чувашской Республике. Так, за истекший период 2006 года с участием членов народной дружины и территориальных органов самоуправления задержаны и привлечены к административной ответственности более 500 правонарушителей. За январь-декабрь 2006 года проведено 51 заседание ТОС с участием участковых уполномоченных милиции и сотрудников ОПДН, проведены 182 профилактических беседы с гражданами, проверено по месту жительства 410 контролируемых лиц.
Необходимо отметить, что немалую роль в профилактике преступлений оказывают комиссии по профилактике правонарушений и по делам несовершеннолетних, созданные при администрации г. Новочебоксарск. Благодаря их активной работе на территории города удалось снизить количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и в быту.
В целях повышения оперативно-служебной деятельности отдела составлены планы мероприятий по взаимодействию с сопредельными ОВД по Чебоксарскому району и Звениговскому району Республики Марий - Эл. Безусловно, имеются общие интересы в пресечении и раскрытии преступлений в приграничных районах, поэтому потребность расширения таких контактов в настоящее время актуальна и она нуждается в ее укреплении.
За 12 месяцев 2006 года на территории города произошел рост количества преступлений. Всего зарегистрировано 3393 преступления против 3184 за АППГ. Общая раскрываемость преступлений составила 48,1% (в 2005 г. - 59,1%), раскрываемость преступлений по линии КМ-56,1% (в 2005 г. - 62,4%), по линии МОБ - 43,2% (в 2005 г. -56,7%).
Динамика раскрываемости преступлений за 2006 г.:
|
янв. |
фев. |
мар. |
апр. |
май |
июнь |
июль |
авг. |
сен. |
окт. |
ноя. |
дек. |
Общая |
45,3 |
45,1 |
60,0 |
57,2 |
53,9 |
53,3 |
52,1 |
50,1 |
48,7 |
48,9 |
48,7 |
48,1 |
КМ |
45,3 |
43,3 |
70,1 |
66,8 |
62,9 |
64,7 |
62,0 |
60,0 |
58,2 |
57,2 |
56,9 |
56,1 |
МОБ |
45,3 |
46,2 |
49,5 |
48,8 |
47,0 |
44,5 |
45,0 |
43,5 |
42,7 |
43,5 |
43,7 |
43,2 |
Следует сказать, что на рост преступлений повлияло в какой-то степени выявление преступлений экономической направленности по линии КМ (360 против 263 за АППГ и НОН (134 против 135).
Кроме того, на рост общего числа зарегистрированных преступлений повлияло заметное увеличение хищений чужого имущества (1908 против 1777 за АППГ) и особенно - краж (1076 против 909).
Повысилась эффективность работы группы «Поиск», ею раскрыто 184 преступления против 171. Имеются положительные моменты по раскрытию ранее совершенных преступлений, за истекший период ОВД раскрыто 184 против 115, что на 69 преступлений больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Надо отметить, что принятые меры позволили сократить количество особо тяжких преступлений на 39,0% (47 против 77 за АППГ). На прежнем уровне осталась их раскрываемость - 86,0% (в 2005 г.- 87,0%). Их доля от общего числа зарегистрированных преступлений составила всего лишь 1,4%, а в 2005г. - 2,4%. Данный показатель является одним из лучших по Республике.
В то же время увеличилось количество тяжких преступлений (926 против 863) раскрываемость составила 45,9% (в 2005 г. - 47,1%). Их доля от общего числа зарегистрированных преступлений составила 27,3% (в 2005 г. - 27,1%).
Активизирована ситуация с преступлениями против личности. Уже сегодня можно говорить об определенных результатах. В городе сократилось количество фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (27 фактов против 38 в 2005 г.). На 2 преступления меньше зарегистрировано убийств (17 фактов против 19 за АППГ). В то
же время увеличилась раскрываемость преступлений, связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью на 4,3% (86,7% против 82,4%).
Немаловажное значение в профилактике убийств и умышленных причинений тяжкого вреда здоровью на семейно-бытовой почве имеет индивидуально-профилактическая работа и выявление преступлений превентивной направленности.
Так, за 12 месяцев текущего года участковыми уполномоченными милиции выявлено 357 преступлений, связанных с умышленным причинением легкого вреда здоровью (в 2005 г.- 374). Выявлено 78 угроз убийством против 99 и 8 истязаний против 13, то есть наблюдается снижение выявляемости преступлений вышеуказанной категории. Поэтому руководству ОУУМ необходимо обобщить и проанализировать сложившуюся ситуацию и активизировать работу в данном направлении.
Нельзя не отметить, что проведена большая работа по выполнению требований приказа МВД России по паспортизации административных участков. На сегодняшний день обследовано 100% жилого сектора города, однако данная работа пока не отразилась должным образом на раскрытии имущественных преступлений на административных участках, что также свидетельствует о слабой роли участковых уполномоченных милиции с населением в предупреждении и раскрытии данных видов преступлений. Вместе с тем, в деятельности участковых уполномоченных милиции сегодня не мало и других проблем. Основная из них - это утрата престижа данной профессии, текучесть кадров, что отрицательно влияет на результативность их работы. В первую очередь, усилия участковых уполномоченных должны быть сосредоточены на предупреждении правонарушений со стороны лиц, состоящих на профилактических учетах, необходимо взять под особый контроль анализ обстановки на обслуживаемой территории. При этом ежедневно расширять практику доверительных отношений с гражданами в предупреждении и раскрытии преступлений.
Проблемными остаются вопросы борьбы с преступлениями, связанными с хищением чужого имущества. Таких преступлений зарегистрировано 1908 против 1777 за АППГ, их раскрываемость снизилась и составила 27,4% против 35,2%. Особенно тревожит состояние работы по пресечению и раскрытию краж. За истекший период зарегистрировано 1076 краж против 909 за АППГ, их раскрываемость снизилась до 18,5% (2005 г.- 24,8%). Несмотря на это нам удалось значительно сократить количество зарегистрированных краж из квартир (168 против 200), раскрываемость которых увеличилась и составила 33,2 % (в 2005г.- 32,3%).
Неблагополучная ситуация складывается по пресечению и раскрытию карманных краж, в количественном отношении их число возросло с 98 до 180 преступлений, раскрываемость составила лишь 7,5% (в 2005 г. - 15,2%).
Произошло снижение количества преступлений, связанных с кражами АМТС, зарегистрировано 23 преступления против 30, также снизилась их раскрываемость до 35.7% (в 2005 г. - 36,4%). Возросло количество угонов АМТС на 77.8% (с 9 до 16). при этом их раскрываемость повысилась и составила 56,3% (в 2005 г. - 30,0%).
Однако на фоне общего увеличения количества краж произошло небольшое снижение числа зарегистрированных грабежей. Несмотря на это, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с грабежами является одним из главнейших вопросов сегодняшнего дня. За отчетный период зарегистрированы 604 преступления, связанные с грабежами (в 2005 г. - 670), раскрываемость составила 27,2%, что на 9,4 % ниже, чем за аналогичный период прошлого года (в 2005 г. - 36,3%).
Прежде всего, на рост общего числа имущественных преступлений повлияло большое количество зарегистрированных преступлений, связанных с хищениями сотовых телефонов. За 12 месяцев 2006 г. зарегистрировано 945 преступлений, связанных с хищениями сотовых телефонов (в 2005 г. - 736), из которых кражи составляют 514 преступлений (в 2005 г. - 293), грабежи - 366 (в 2005 г. - 393), мошенничества - 60 преступлений (в 2005 г. - 40), разбои - 3 (в 2005 г. - 6). Несмотря на принятые меры, ситуация
в лучшую сторону не меняется, наоборот, наблюдается ее ухудшение. В связи с этим необходимо разработать дополнительные меры, позволяющие улучшить положение в данном направлении.
Необходимо также признать, что основными и главными причинами снижения раскрываемости имущественных преступлений явились:
недостаточная оперативно-розыскная работа, в том числе раскрытие преступлений оперативным путем;
ослабление работы с негласным аппаратом и отсутствие необходимой информации;
снижение эффективности работы по раскрытию неочевидных ранее совершенных преступлений в рамках оперативно-поисковых дел и дел оперативного учета:
отсутствие должной профилактической работы с подучетными лицами по месту жительства;
не эффективная работа строевых подразделений по пресечению преступлений в общественных местах.
Недобросовестное исполнение своих служебных обязанностей некоторыми сотрудниками ОВД также повлияло на ослабление работы в данном направлении.
Поэтому мы сегодня более активно должны проводить оперативно-розыскные мероприятия, настойчиво и целенаправленно работать над повышением оперативной осведомленности и добиваться повышения качества получаемой информации и ее реализации. Необходимо повысить личную ответственность каждого сотрудника по профилактике и раскрытию преступлений и при этом ужесточить спрос за порученное дело.
Надо отметить, что за отчетный период произошло снижение количества преступлений, связанных с разбойными нападениями с 24 до 13, а раскрываемость увеличилась до 95,2% (в 2005 г. - 80,8%).
Меньше выявлено преступлений, связанных с вымогательством (39 против 47) и мошенничеством (134 против 148).
Недостаточно проводилась работа по выявлению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, количество выявленных преступлений сократилось с 8 до 7.
Прошедший год был достаточно сложным и напряженным в плане обеспечения правопорядка в общественных местах и на улицах города. Произошел значительный рост преступлений, совершенных в общественных местах, совершено 1095 преступлений против 697 за АППГ (+ 57,1%).
При этом раскрываемость преступлений, совершенных в общественных местах снизилась и составила 23,8% (АППГ - 30,4%), а на улицах - 30,0% против 36,8% за АППГ.
На рост уличной преступности, прежде всего, повлияло значительное увеличение числа краж и грабежей, совершенных в общественных местах и на улицах города. За отчетный период в общественных местах совершено 353 кражи против 236 в 2005 году и 55 краж совершено на улице (в 2005 г.- 66).
Увеличилось количество грабежей, совершенных в общественных местах (401 против 283).
Следует признать недостаточную работу строевых подразделений ОВД по пресечению и раскрытию преступлений, совершенных в общественных местах, особенно слабую роль командиров среднего звена (командиров рот и взводов).
В то же время необходимо отметить, что в дни проведения культурно-массовых, религиозных и спортивных мероприятий на территории города чрезвычайных происшествий не допущено и в этом немалая заслуга сотрудников батальона патрульно-постовой службы милиции.
В целях стабилизации уличной преступности в течение всего прошедшего года нами были предприняты определенные меры, но они не были столь эффективными, как ожидали. Поэтому нужно продолжить те мероприятия и разработать другие, которые
качественно повлияют на улучшение ситуации в данном направлении - это прежде всего:
совместные патрулирования с членами народной дружины и частных охранных предприятий;
информирование населения через СМИ о методах и способах защиты от преступных посягательств;
проведение профилактических, оперативно-розыскных и заслонных мероприятий в вечернее и ночное время, в том числе - «экспериментов»;
- своевременное изъятие и доставление лиц, совершивших административные правонарушения в общественных местах и на улицах города.
Главная и основная деятельность ОВД, по результатам которой нашу работу оценивает население, является расследование преступлений. В этом направлении в течение 12 месяцев 2006 года были получены определенные результаты.
Так следователями следственного отдела при ОВД за истекший период 2006 года к производству было принято 2456 уголовных дел (в 2005 г. - 2013), из которых окончено 449 уг.дел (в 2005 г. - 395), в суд с обвинительным заключением направлено 420 уголовных дел (в 2005 г. - 389).
Стабильными остаются показатели сотрудников отделения дознания. За отчетный период окончено 317 уголовных дел (в 2005г. - 309), в суд с обвинительным заключением направлено 317 у г. дел (в 2005 г.- 309). Сотрудниками ОД в ходе производства дознания дополнительно выявлено 131 преступление.
Выявление преступлений экономической направленности по-прежнему остается одним из приоритетных направлений в борьбе с преступностью. С первого декабря 2006 года отделение БЭП ОВД преобразовано в ОРЧ (по линии БЭП) МВД по Чувашской Республике с дислокацией в г. Новочебоксарск, однако надеюсь, что в 2007 году в тесном взаимодействии нам удастся также эффективно выявлять преступления экономической направленности.
Принятыми мерами за истекший период количество выявленных преступлений экономической направленности увеличилось и составило 388 преступлений против 304 за АППГ. Из них по линии КМ выявлено 360 преступлений экономической направленности против 360 в 2005 году. В то же время особо хочу подчеркнуть свои претензии к сотрудникам МОБ по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности в сфере потребительского рынка. Ими выявлено 28 преступлений против 41 за АППГ, то есть снижение составило 37,7%.
Неблагополучным выглядит состояние работы по выявлению преступлений, совершенных в составе ОПГ. За отчетный период выявлено 10 преступлений, совершенных в составе ОПГ (в 2005 г. - 43). Поэтому в дальнейшем необходимо планомерно усиливать борьбу в данном направлении.
Положительным моментом является то, что за истекший период произошло снижение преступлений, совершенных несовершеннолетними - ими совершено 161 преступление (в 2005 г. - 226), также уменьшилось количество лиц, их совершивших, со 155 до 118 в текущем году. Принятые профилактические меры по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних позволили сохранить позитивные тенденции в динамике подростковой преступности. Однако, еще остается низкой роль сотрудников ОПДН в профилактике и раскрытии преступлений среди несовершеннолетних. Учитывая то, что за 2006 год количество нераскрытых преступлений увеличилось до 1764 и вероятность совершения несовершеннолетними данных преступлений остается высокой.
Была и остается весьма серьезной проблема обеспечения безопасности дорожного движения. Острота положения требует незамедлительных профилактических мер. За январь-декабрь 2006 года на территории города совершены 52 дорожно-транспортных происшествия (в 2005г. - 53), при этом погибло 14 (в 2005г.- 10) и ранено 50 человек (в
2005г.- 48). Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, показатель аварийности по погибшим увеличился на 40%.
Серьезное внимание уделялось и будет уделяться укреплению учетно-регистрационной дисциплины. Наметились позитивные тенденции в деле неукоснительного обеспечения законности при учете и регистрации преступлений. В то же время имеют место нарушения процессуальных сроков рассмотрения материалов некоторыми сотрудниками - участковыми уполномоченными милиции Сивковым Д.А., Степановым Г.В., Осиповым СВ., в отношении которых в течение года за нарушение УРД многократно применялись меры материального и дисциплинарного воздействия.
Только выявляя и регистрируя все факты совершения преступлений, мы, во-первых, будем иметь объективную картину преступности (а следовательно и материалы для анализа, выработки своевременных управленческих решений), во - вторых более полно сможем обеспечить принцип неотвратимости наказания, защитить пострадавших и в конечном итоге опять - таки повысить уровень доверия людей к милиции. Надо сказать, что намного ужесточен спрос за соблюдение учетно-регистрационной дисциплины. Принимаются действенные меры по устранению имеющихся недостатков.
В настоящее время налажена система контроля при разрешении сообщений о преступлениях. Процессуальные решения принимаются только после проведения контрольных опросов.
Улучшилось положение по выполнению требований приказов Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ № 80/725 от 12.09.2006 г., в соответствии с которым, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела должны направляться в прокуратуру в течение 24 часов с момента принятия процессуального решения.
Одним из направлений оперативно-служебной деятельности ОВД является реформирование кадровой работы. Вопрос укрепления дисциплины и законности следует рассматривать в качестве первоочередной задачи, необходимо усилить кадровую и воспитательную работу, при этом укреплять нравственную и психологическую устойчивость сотрудников. Низкий уровень профессиональной подготовки, качество отбора сотрудников прямо влияют на проблемы соблюдения дисциплины и законности и в целом отрицательно отражаются на оперативно-служебной деятельности ОВД. За отчетный период к дисциплинарной и материальной ответственности привлечено 139 сотрудников. Наверное, это говорит о том, что остается низкой роль начальников структурных подразделений в воспитании подчиненных сотрудников. Поэтому особое внимание нужно уделять повышению уровня воспитательной работы, формированию у сотрудников чувства профессиональной гордости и ответственности перед обществом. Решение данного вопроса во многом зависит от руководства ОВД и начальников подчиненных подразделений.
Повышение авторитета милиции, восстановление доверия со стороны населения это одно из основных направлений ОВД на сегодняшний день. В целях повышения авторитета милиции огромную роль играют средства массовой информации. Поэтому мы должны через СМИ показывать лучшие традиции и положительные стороны деятельности органа внутренних дел. Необходимо больше внимания уделять культуре сотрудников, патрулирующих улицы города, более того, их культуре речи и вежливому обращению с гражданами. И вообще, нам предстоит и дальше добиваться, чтобы в отделе внутренних дел работали только добросовестные сотрудники, для которых превыше всего закон и служебный долг.
Не менее важная задача, а, может быть, и самая главная, стоящая перед отделом внутренних дел - это повышение эффективности работы по противодействию преступлениям террористического характера. Удалось существенно повысить результативность антитеррористических мероприятий, которые позволили не только укрепить бдительность среди населения, но и объекты особой важности, жизнеобеспечения на предмет антитеррористической защищенности.
Принципиальной остается позиция руководства ОВД по вопросам повышения боеготовности личного состава при возникновении ЧО. Проведенные командно-штабные учения и тренировки, а также специальные мероприятия показали, что личный состав ОВД боеспособен при выполнении боевых задач.
2006 год был ознаменован важным событием, приуроченным к Посланию Президента Российской Федерации к Федеральному собранию, где он определил путь к благополучию через здоровый образ жизни и объявил 2007 год «Годом ребенка». Мы с вами должны понимать, что такой путь не возможен без активной и целенаправленной борьбы с преступностью.
Исходя из проведенного анализа оперативно-служебной деятельности отдела, приоритетными задачами, стоящими перед ОВД в 2007 году, являются:
уделение особого внимания защите объектов жизнеобеспечения от угрозы террористических актов;
укрепление учетно-регистрационной дисциплины и недопущение нарушений законности при учете, регистрации и разрешении заявлений о преступлениях;
повышение оперативной работы по пресечению и раскрытию имущественных преступлений, особенно квартирных краж и грабежей;
продолжение проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий по противодействию организованной преступности, повышения выявляемости преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
- активизация раскрываемости ранее совершенных преступлений и преступлений
«прошлых лет»;
принятие неотложных мер по укреплению дисциплины и законности, повышению качества индивидуально-воспитательной работы среди личного состава;
совершенствование работы по профилактике преступлений во всех подразделениях ОВД;
укрепление материально-технического и финансового обеспечения ОВД, создание благоприятных условий для работы сотрудников.
И, наконец, должен отметить, что главной оценкой деятельности отдела внутренних дел остается доверие населения к милиции, прежде всего, отношение простых людей к людям в погонах. Говоря по другому, мы должны изо дня в день добиваться от населения уважения к закону.
Завершая выступление, хочу особо подчеркнуть, что наши достижения являются результатом деятельности всего коллектива.
Выражаю твердую уверенность в том, что личный состав и в 2007 году сделает все возможное для надежного обеспечения правопорядка в городе.