Для реализации своей мечты о путешествии необходимо знать несколько несложных правил.
Кто является участниками правоотношений в сфере туризма?
Участниками правоотношений в сере туризма являются: турист, заказчик туристского продукта, туроператор и турагент.
Чем отличаются понятия турагент и туроператор?
В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 123-ФЗ (далее Закон) определяют:
Туроператорская деятельность (туроператор) – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом.
Турагентская деятельность (турагент) – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Как правильно выбрать турфирму?
- Необходимо определить кем является выбранная Вами турфирма – турагентом или туроператором. В некоторых случаях одна и та же организация может являться и турагентом и туроператором.
- Если турфирма является турагентом, то необходимо выяснить с каким туроператором она работает. Сведения о туроператоре должны быть указаны в договоре о реализации туристского продукта. Это нужно для того, чтобы проверить, имеются ли сведения о данном туроператоре в Едином федеральном реестре туроператоров. Данная информация публикуется не реже 1 раза в год Федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма в государственных печатных изданиях, а также размещается на сайте Федерального агентства по туризму РФ.
- Осуществление туроператорской деятельности на территории РФ допускается юридическим лицом при наличие у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта или банковской гарантии (ст. 4.1 Закона).
- Туроператоры, зарегистрированные на территории РФ должны иметь финансовое обеспечение. Это является гарантией для возмещения туристам возможного ущерба.
Организации, для которых не требуется финансовое обеспечение определены в ст. 4.1.Закона, ими являются:
- - организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание на территории РФ в течении не более 24 часов подряд;
- - государственные и муниципальные унитарные предприятия (учреждения), осуществляющие деятельность по организации путешествий в пределах территории РФ по установленным государством ценам в целях решения социальных задач.
- Будьте внимательны, если сотрудники организации в целях гарантирования надёжности турфирмы показывают Вам лицензию (лицензирование турагентской деятельности отменено с 1 января 2007 г.).
- Наличие добровольной сертификации оказываемых услуг фактически «повышает» статус турифирмы, но при этом не является обязательным.
- Не лишним будет дополнительно посмотреть в Интернете отзывы потребителей об организации, которая предлагает Вам тур.
- Отказывайтесь от предложений, которые нужно оплатить только сегодня, не давая потребителю времени для принятия обдуманного решения.
- Внимательно читайте договор и все прилагающиеся к нему документы, прежде чем их подписать. Желательно заранее ознакомиться с основными нормативными документами, регулирующими правоотношения в данной сфере, которыми являются:
- Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г.;
- Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 123-ФЗ от 24.11.1996 г.;
- Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утверждённые постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 г. № 452.
Что необходимо знать потребителю перед заключением договора об оказании туристских услуг?
Заключая договор, помните, что в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан предоставить потребителю полную и достоверную информацию о реализуемых услугах (туристском продукте), обеспечив возможность их правильного выбора.
Туристский продукт – комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
В соответствии с Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта; ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» определен состав потребительских свойств туристского продукта, среди которых: информация о программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах.
Внимательно ознакомьтесь с информацией об услугах, которые включены в турпутёвку (т.е. которые Вами оплачены) и которые могут быть предоставлены Вам бесплатно. Можно попросись сотрудника турфирмы в письменном виде указать перечень услуг, которые будут Вам оказаны бесплатно.
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других товаров (работ, услуг).
В договоре в обязательном порядке должны быть прописаны все существенные условия (см. ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). Заранее оговорите важные для Вас моменты. Не следует доверять сотрудникам турфирмы, даже если они утверждают, что у них стандартный бланк договора. Часто встречается, что в договорах включены условия, ущемляющие права потребителя. Например, о выставлении штрафных санкций потребителю и о порядке расторжения договора с турфирмой и т.д.
Перед поездкой, в турфирме необходимо получить информацию о санитарно-эпидемиологичекой обстановке в стране пребывания и возможном риске заражения инфекционными заболеваниями. Даже в таких распространенных курортных странах как Турция, Египет, Греция, Италия, Таиланд и ряде других стран, существует реальная угроза заражения тяжёлыми заболеваниями как: Гепатит группы А,В; бешенство, холера, брюшной тиф, дифтерия, дизентерия, малярия. Поэтому перед выездом в страну желательно сделать необходимые профилактические прививки. Имейте в виду, что прививки необходимо сделать заранее, в некоторых случаях за 3 месяца до поездки.
СОВЕТЫ ПОТРЕБИТЕЛЮ ПЕРЕД ОТПРАВЛЕНИЕМ В ПУТЕШЕСТВИЕ:
Перед поездкой рекомендуем сделать две копии всех важных документов (паспорт, кредитные карточки, водительское удостоверение, справки от врача и т.д.), один экз. оставить дома или членам семьи, а второй взять с собой в турпоездку. Проверьте дату истечения срока действия кредитной карты, не забудьте ПИН-код карты.
Заранее подготовьте лекарства, которые необходимо взять собой (у сотрудника турфирмы можно проконсультироваться о разрешении ввоза данных лекарств в страну пребывания).
При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, необходимо внимательно изучить необходимую и достоверную информацию о стране в которую Вы прибудете: о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды;
Заранее напишите все необходимые Вам в путешествии телефоны: Посольства, Консультства и иных организаций, которые могут Вам помочь в случае возникновения непредвиденных ситуаций.
Отправляясь в путешествие, всегда будьте внимательны в толпе, не отставайте от группы (в случае если Вы едете с группой), старайтесь не брать с собой крупную сумму денег и не посещать самостоятельно незнакомые места за пределами маршрута турпутёвки.
В поездке необходимо соблюдать ограничительные меры проживания, питания и культурного отдыха:
- соблюдайте правила личной гигиены;
- питание допускается только в специальных ресторанах, где используются продукты гарантированного качества промышленного производства;
- для питья, а также для промывания фруктов и овощей должна использоваться только бутилированная и кипячённая вода;
- будьте осторожны при контакте с животными, т.к. они являются источниками многих инфекционных и паразитарных заболеваний;
- купание туристов разрешается только в бассейнах и специальных водоёмах.
-
Как правильно действовать потребителю при обнаружении недостатков оказанной услуги?
В соответствии со ст. 9 Закона в договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должны содержаться: взаимная ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Следовательно, в случае обнаружения недостатков оказанной услуги необходимо обратиться к исполнителю услуг (турагенту, туроператору) с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, и предъявить одно из требований Законом РФ «О защите прав потребителей». Потребитель должен получить подтверждение о вручении претензии исполнителю услуг (подпись на заявлении, либо уведомление о вручении претензии).
Претензии к качеству туристического продукта предъявляются туроператору в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристического продукта и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензий.
В случае не удовлетворения требования потребителя можно обратиться в суд.