Прокуратурой г.Новочебоксарск при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства проведена проверка по обращению гр.М. по вопросу незаконного составления административного протокола и незаконного изъятия опознавательного фонаря легкового такси.
Проверкой установлено, что в сентябре текущего года сотрудниками ИДПС ОР ДПС ОМВД РФ по г.Новочебоксарск Мс. и С. (в статусе свидетеля) во время совместного несения службы на гр.М. составлен протокол об административном правонарушении 21НБ № 312515 по ст. 12.5 ч.4.1 КоАП РФ, а также с автомашины Форд Фокус, принадлежащей последнему, изъят опознавательный фонарь легкового такси.
В последующем вышеуказанные административные материалы были направлены для рассмотрения и принятия решения по существу в мировой суд.
Постановлением мирового судьи от 30 октября 2014 года производство по делу об административном правонарушении в отношении гр.М. (возбужденное сотрудниками ИДПС ОР ДПС ОМВД РФ по г.Новочебоксарск согласно протокола от 19.09.2014 года) прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст.12.5 ч.4.1 КоАП РФ (постановление вступило в законную силу).
В соответствии с п.2.1.1. Правил дорожного движения Российской Федерации, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам); в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» следует, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993г. № 1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему легкового такси и (или) на крыше – опознавательный фонарь легкового такси, в случае отсутствия у водителя такого транспортного средства выданного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Законодательством не предусмотрена обязанность демонтажа законно установленных цветографической схемы легкового такси и или опознавательного знака легкового такси в случае выезда такого транспортного средства за пределы территории субъекта Российской Федерации.
Кроме того, за перевозку пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление такой деятельности, предусмотрена административная ответственность по ч.2.1 ст. 12.3 КоАП РФ.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) влечет административную ответственность по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Административная ответственность по ч.4.1 ст. 12.5 КоАП РФ наступает за управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак легкового такси.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что законность установки опознавательного знака такси зависит лишь от наличия разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым транспортным средством.
Между тем гр.М. на момент составления протокола и рассмотрения материалов административного дела в суде, был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя по виду экономической деятельности (такси), имел разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легкового такси на территории г.Москва, сроком до 05 сентября 2016 года.
В соответствии с ч.1 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч.2 ст. 26.2 КоАП РФ (далее Кодекс), эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В нарушение указанных положений административного Кодекса инспекторами ДПС Мс. и С. надлежащим образом доказательства совершения гр.М. административного правонарушения в протоколе от 19.09.2014г. не отображены.
Судом установлено, что совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.12.5 ч.4.1 КоАП РФ, сотрудниками ИДПС водителю М. фактически не вменялось, что, в свою очередь, говорит о необоснованном оформлении протокола и, как следствие, последующем направлении материалов для рассмотрения в судебные органы.
По результатам проверки прокуратурой города в адрес руководства отдела МВД России по г.Новочебоксарск внесено представление об устранении нарушений действующего федерального законодательства и привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.