Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://nowch.cap.ru/
В условиях постоянно дорожающих энергоресурсов нет иного выхода, как настойчиво изыскивать возможности для их всемерного учета, экономии и эффективного использования. Именно на этом сконцентрировали внимание специалисты Новочебоксарска и добились немалых успехов, отмеченных во всероссийских конкурсах среди предприятий ЖКХ дипломами I и II степени, а в 2003-м - высшей степени и Гран-при. Но проект, осуществленный в Новочебоксарске (населения 125 тыс.чел. жилых домов - около 500 зданий) город в 2004 году, не имеет аналогов в России.
Примером подтверждения действенности лизинговых сделок в Муниципальных программах реформы ЖКХ, является пилотный проект для России "Организация учета и регулирования потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды в жилых зданиях г. Новочебоксарска Чувашской Республики с внедрением автоматизированного сбора и обработки информации на основе программного комплекса "Кливер Мониторинг Энергии" для отдельно взятого муниципального образования с целью энерго- и ресурсосбережения", проводимый на лизинговой основе, в качестве объекта реализации которого был выбран Но-вочебоксарск.
Схема проекта была разработана и осуществляется в тесном взаимодействии Администрацией города, компании "СТИКОН-ЛИЗИНГ" и холдинга "ТЕПЛОКОМ".
Было подписано Соглашение от 18.06.2004 между главой администрации и самоуправления г.Новочебоксарска, директором МУП "Новочебоксарские городские тепловые сети" (МУП "НГТС") и директором ООО "СТИКОН-ЛИЗИНГ" о работах по реализации Программы. Были определены внебюджетные источники финансирования в виде выделения из тарифа оплаты населением потребления горячей воды и отопления инвестиционной составляющей на развитие инфраструктуры ЖКХ, проведен анализ тарифа за прошедшие годы и выявлено, что указанные источники финансирования устойчивы.
До заключения лизингового договора с целью его обеспечения Новочебоксарское городское собрание депутатов Чувашской Республики и администрация города приняли соответствующие законодательные Решения о необходимости выполнения Программы, источниках финансирования на весь период ее выполнения, определении Заказчика (Лизингополучатель - МУП "Новочебоксарские городские тепловые сети"), лизинговой компании (ООО "СТИКОН-ЛИЗИНГ", г.Санкт-Петербург), а также разрешения администрации дать гарантии и обеспечить залоговую часть лизингового договора, передав в залог имущество, находящееся в муниципальной собственности г. Новочебоксарска, в необходимом объеме для обеспечения всей Программы.
В августе 2004 г. был подписан договор финансовой аренды (лизинга) МУП "Новочебоксарские городские тепловые сети" и ООО "СТИКОН-ЛИЗИНГ", и парафирован главой администрации г.Новочебоксарска в качестве гаранта.
Для реализации Проекта, кроме предприятий Холдинга "ТЕПЛОКОМ" было привлечено свыше 10 организаций.
Реализация Программы в проекте происходит в два этапа с 2004 по 2009 год и сопровождается организацией энергоаудита:
1 этап (август 2004 – февраль 2005г.): внедрение узлов учета
потребления теплоэнергоресурсов, в том числе с централизованным сбором, передачей и обработкой информации во всех 485 жилых зданиях города, что дает реальную экономию финансовых расходов на 15-20%. Этап выполнен полностью.
2 этап (октябрь 2005 – октябрь 2006 г.): внедрение процессов регулирования с целью оптимизации расхода энергоресурсов, что приводит к
уменьшению его до 30%.
Снижению прямых расходов так же способствует появляющаяся возможность объективного определения точного местонахождения источников потерь (тепловые сети или здания).
И первое, и второе способствует уменьшению прямых расходов энергопотребителей и приводит к фактической окупаемости внедренных систем за срок не более одного года (одного отопительного сезона).
Одновременно происходит и существенное сокращение т.н. косвенных расходов, что является отличительной особенностью данного проекта, как проекта для муниципального образования (МО) (города), имеющего самостоятельный бюджет (самоуправление).
Руководство МО (города) вынуждено производить реальные сезонные расчеты за энергопотребление, которые не являются равномерными по месяцам года (при этом население платит равномерно). В связи с этим администрация или соответствующее МУП вынуждены брать кредиты и нести потери, связанные с уплатой процентов за их использование. В связи с уменьшением прямых расходов, соответственно уменьшатся и косвенные расходы. Кроме этого, на эти же цели используются бюджетные средства, которые, естественно, также уменьшатся. Внедрение оптимального регулирования энергопотребления должно значительно уменьшить так называемые "перетопы", которые, как правило, оплачиваются из бюджетных или привлеченных средств. Соответственно, эти косвенные дополнительные расходы бюджета так же будут значительно уменьшаться. Все выше перечисленное подтверждает высокую экономическую целесообразность и эффективность внедрения аналогичных проектов в любом регионе.
К экономической эффективности проекта необходимо отнести и необычный источник его финансирования для реконструкции и развития производственной базы ЖКХ, а именно - утвержденная на законодательном уровне муниципального образования (самоуправления) инвестиционная составляющая из тарифов оплаты населением предоставляемых энергоресурсов. Для г. Новочебоксарска ее величина составила 5% от величины соответствующего тарифа. Данный источник финансирования является внебюджетным, но регулируется им и может быть образован в любом регионе.
Таким образом, важными достижениям выполненного пилотного для России проекта являются:
1 .Экономическая целесообразность по срокам окупаемости за счет экономии по прямым и дополнительным затратам, в том числе и бюджетных средств, которая достаточно объективно планируется и реализуется в случае, когда проект реализуется в отдельно взятом городе (муниципальном образовании, регионе), имеющем самостоятельный баланс;
2. Практическое применение нового источника финансирования - инвестиционной составляющей тарифа оплаты населением энергоресурсов, как внебюджетного источника финансирования модернизации и развития производственной инфраструктуры ЖКХ.