Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://nowch.cap.ru/
«Восточный след»
в музыке Западной Европы Х111 - XIV вв.
Ансамбль средневековой музыки Universal in Re из Нижнего Новгорода основан в 2001 г. с целью возрождения средневекового отношения к музыке, как к внутреннему переживанию, способному измените человека. Такая цель предопределила как необычный инструментарий ансамбля, так и его репертуар. Вместе с тщательным изучением музыкальных трактатов и расшифровкой средневековых европейских музыкальных манускриптов, сохранивших следы ушедшей от нас особой менестрельной культуры, ансамбль в поиске интерпретаций уделяет большое внимание центрально-азиатской и ближневосточной музыкальной традиции.
Ансамбль принимал участие в международных фестивалях старинной музыки в Нижнем Новгороде (2002), Львове (2002) и Тарту (2003).
По инициативе Данила Рябчикова - руководителя ансамбля и при поддержке программы «Культурная столица Поволжья» в ноябре 2004 г. в. Нижнем Новгороде состоялся фестиваль средневековой музыки. Неоднократные концерты старинной музыки в Чебоксарах вызывают большой интерес у молодежи. Подтверждением тому может служить обилие публики как на концертах, проводимых в рамках программы «Вокзал-Vauxhall», так и в зале Чувашского государственного художественного музея в 2002 и 2003 годах.
Концертная программа ансамбля обращает внимание на глубокие связи, объединяющие музыку Западной Европы ХШ-Х1Л/ вв., а также андалусийскую, византийскую и персидскую музыку того же времени, Реконкиста и Крестовые походы, несколько веков жизни рядом с иной культурой принесли в Западную Европу новые инструменты, новые формы, новую музыку. На миниатюрах кодексов Cahtigas de Santa Maria изображены целые ансамбли жонглеров, играющих на инструментах, имеющих восточное происхождение: аль-уде, ребеке, шалмее,
При дворе короля Кастилии и Леона Альфонсо X Мудрого (1221-1284) привечались музыканты со всего мира: из Европы, Северной Африки и Азии. Многие из сложенных при его дворе кантиг имеют явные андалусийские или ориентальные корни в мелодике и ритмике.
Знаменитые итальянские истанпитты и сальтереллы (инструментальные произведения XIV века из кодекса, ныне хранящегося в Лондоне) с богатой орнаментикой и сложным прихотливым ритмом, обнаруживают явное ориентальное влияние традиций средиземноморского и ближневосточного придворного профессионального музицирования.
Теми же чертами, (более восточными, чем западными для современного слушателя) проникнуты баллаты великого итальянского композитора эпохи Треченто - Герарделло Флорентийского (ок. 1320-1362 или 1363) и его современников.
Концерты будут сопровождаться вводными лекциями Данила Рябчикова, посвященными как исполняемой музыке, так и контексту средневековой культуры в целом.
10 сентября. Чебоксары, 11 сентября. Новочебоксарск.
Чувашский государственный Новочебоксарская детская школа
художественный музей, ул. Калинина, 60. искусств, ул. Советская, 43,
Начало концерта - в 17.00 Начало концерта - в 15.00
Справки по телефону 63-60-09 Справки по телефону 72-19-24
Куратор проекта «Культурная столица Поволжья»
победитель конкурса грантов Президента Чувашской Республики
Людмила Кадикина - зав. научно-просветительным
отделом Художественного музея