г.Новочебоксарск Чувашской Республики ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

  

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

13 января

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://nowch.cap.ru/

13 января в России отмечается День российской печати. Именно в этот день в 1703 году в России по указу Петра I вышел в свет первый номер российской газеты «Ведомости».

Первый номер газеты носил название «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах». Газета издавалась и в Москве, и в Санкт-Петербурге, при этом фактически не имея постоянного названия — «Ведомости», «Российские ведомости», «Ведомости Московские».

С 1 января 1870 года «высочайшим повелением» было позволено «устроить в виде опыта прием в почтовых учреждениях подписки на периодические издания — как русские, так и иностранные». В России это было первое распоряжение о проведении подписки на периодическую печать. А уже к 1914 году в России выходило свыше трех тысяч периодических изданий. 

После 1917 года День российской печати был перенесен на 5 мая — день, когда вышла в свет главная советская газета «Правда» — и переименован в День советской печати.

Только в 1991 году Постановлением Президиума ВС РФ № 3043-1 от 28 декабря «О Дне российской печати» дата празднования Дня российской печати была возвращена к исторически верной — 13 января.

Примечательно, что 13 января 1830 года вышел в свет первый номер «Литературной газеты».

По оценкам специалистов, на начало 2009 года в России было зарегистрировано более 51 тысячи печатных изданий — это в два раза больше, чем было зарегистрировано в 2000 году. Более половины наименований — это газеты, затем журналы, и лишь малая часть — другие виды печатных периодических изданий. Ежедневно, в среднем, по подписчикам распространяется более 20 миллионов экземпляров различных печатных изданий.

Начиная с 1997 года, традиционно в этот день проходит вручение премии Президента России в области СМИ и грантов для поддержки проектов молодых журналистов. 

*** *** ***

13 января - Щедрый вечер, Щедрец.

После того, как власть Корочуна ослабевала, а на славянской земле начинало зарождаться новое Солнце, славяне отмечали один из самых любимых периодов года — Большие зимние святки.

Большие зимние святки или, как их еще называли, Большие Велесовы святки продолжались двенадцать дней — с 26 декабря по 6 января по старому стилю. Святки делились на две шестидневные части — светлую и темную. Первую часть Святок завершал Щедрый вечер или Щедрец, приходившийся на 31 декабря по старому стилю, по новому — это 13 января.

С давних времен в этот день устраивался большой праздничный пир, и повсюду слышались щедровки (щедровальные песни). Среди обильного праздничного угощения непременно находилось место блюдам из свинины. Наши предки считали, что кушанья из свинины символизируют богатый урожай и плодородие. 

Перед щедрым пиром, как заведено, нужно было повеселить народ щедровками. Состав ряженых оставался таким же, каким он был на Коляде.

Колядовщики подходят к дому или к собравшимся на улице людям и поют: «Щедрый вечер! Добрый вечер!». Среди обильного праздничного угощения непременно находилось место блюдам из свинины.

Затем колядовщики начинают «коляду томить», то есть, выпрашивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то, что «шли из далека», «у козы ноги болят»...

Хозяева упираются, отшучиваются. Тогда ряженые приступают к пению щедровок, некоторые из которых содержат шуточные угрозы.

Считается большим стыдом не одарить колядовщиков. Таким жадным хозяевам ряженые посылают «проклятьице»:

«Уж дай им, Свароже, по спине и по роже.
Разрази их, Перун-батюшка!
Пустой им мешок, дырявый горшок!».

Набрав мешок гостинцев, колядовщики расходятся.

*** *** *** 

13 января в Швеции отмечается День святого Кнута (Tjugondag Knut). В русскоязычной литературе встречается употребление имени Канут, вероятно, произошедшее от английского St. Canute.

День святого Кнута традиционно празднуется через двадцать дней после Рождества Христова у западных христиан. Отсюда и первая часть названия праздника: tjugondag, которая переводится буквально «двадцатый день».

Этот день считается в Швеции и в других скандинавских странах днем окончания Рождества, на что указывает широко известная поговорка: Tjugondag Knut kor julen ut (В день Кнута прогоняется Рождество), а также ее многочисленные вариации: Tjugondag Knut kastas julen ut (В день Кнута выбрасывается Рождество), Tjugondag Knut sopas julen ut (В день Кнута выметается Рождество) и наконец: Tjugondag Knut dansas julen ut (В день Кнута вытанцовывается Рождество). 

Последние две пословицы связаны с обычаем выбрасывать в этот день рождественские елки и устраивать народные гулянья.

В разных областях Швеции праздник святого Кнута отмечают по-разному. Самое любопытное действо происходит в областях южной Швеции. Там сооружают из соломы чучело человека в натуральную величину (knutgubbe), одевают на него одежду, незаметно прислоняют к двери соседа и устраивают на улице шум. Когда ничего не подозревающий сосед отворяет дверь, чучело падает в его объятья. К чучелу обычно цепляют записку со словами: «Кнут пришел, Рождество прогнал, не давай ему стоять, к соседу подкинь опять».

Шутника следует поймать и надавать тумаков или раздеть и нарядить в рванье чучела. Если это удается, то, считается, что шутнику весь следующий год будет нелегко — ни одна девушка не согласится с ним танцевать. Если же поймать шутника не удается, следует подбросить чучело другому соседу. Оставшийся к концу ночи с чучелом «остается с носом», и над ним потом смеется вся деревня.

Празднование Дня святого Кнута обычно оканчивается задорной песенкой:

Slut på julen och slut på ljusen
Och slut pa brännvinet i alla husen!
(Нет Рождества и огня в свечах,
нет больше шнапса во всех домах!). 

*** *** ***
 

Лори (Lori или Lohri) празднуется ежегодно 13 января в Северной Индии (Пенджабе).

Во время этого праздника зажигаются костры как символ окончания суровой зимы. Костер ассоциируется с господом Агни (Agni — огонь). Вокруг костра совершается парикрама (parikrama) — костер обходят по часовой стрелке и повторяют фразу: «придет благополучие, и нужда будет изгнана». После парикрамы раздается прасад — пища, предлагаемая богу и подарки.

Приход Лори отмечается членами семьи постом и подношением друг другу подарков. Вечером устраивается праздничный пир, как правило, не вегетарианский. Всю ночь вокруг костра продолжаются танцы и песни. В праздничное утро дети ходят от двери к двери и поют песни, требуя «выкуп» — деньги или сладости, что очень напоминает славянскую традицию колядования. 

Этот «выкуп» называется Дулха Бхатти, а песня — это плата за него. День, следующий за Лори, называется Маги (Maghi), он знаменует приход месяца Мага. В этот день считается благоприятным совершить омовение в реке Ганг. В этот день также готовят сладости, как правило, сладкий рис.

Во время праздника Лори можно увидеть традиционный пенджабский танец Бхангра. В танце принимают участие только мужчины. 



*** *** ***

 

Так же в этот день отмечается День защитников свободы в Литве. Это день поминовения жертв трагических январских событий 1991 года, когда в Вильнюсе погибли 14 человек, многие получили ранения.

11 марта 1990 года Верховный совет Литвы объявил о восстановлении независимости республики, но советское руководство объявило это решение противоречащим Конституции СССР. Конфликт набирал обороты, и в январе 1991 года в Литве начались несанкционированные акции протеста. В результате, в республику были переброшены бойцы спецподразделений, в том числе группы «Альфа».

Они смогли занять ряд стратегических объектов, а в ночь на 13 января 1991 года из военного городка в Вильнюсе выдвинулась колонная военной техники, которая направилась в центр города. До 2 часов ночи телевизионщики транслировали происходящее в стране, потом военная техника окружила здание телецентра и телебашню. 

Именно здесь, в ходе столкновений митингующих с военными, и погибли 14 мирных жителей, более 600 были ранены. Среди погибших был и один сотрудник подразделения «Альфа», его застрелили в спину.

В настоящее время в этот день в Литве проходят различные мероприятия и акции — шествия и митинги, памятные службы и церемонии, уроки гражданственности в школах и выставки. А вечером в Вильнюсском архикафедральном соборе, в костелах и молельных домах религиозных общин Литвы проходят святые мессы. 

 

*** *** ***

 

В народном календаре 13 январяканун Нового года (по старому стилю), или Васильева дня, когда по церковному календарю чествовали святителя Василия Кесарийского — богослова, жившего в 4 веке в Каппадокии. Именно ему приписывают изобретение иконостаса, а также авторство множества проповедей.

Вечер накануне Нового года назывался щедрым. Хозяйки готовили множество снеди — с тем, чтобы хватило угостить всех знакомых и соседей, зашедших в гости. Существовало поверье, что богатый стол обеспечит хозяину достаток на весь год. Особой популярностью пользовались блюда из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиноводов. Кроме того, свинья символизировала плодовитость и благополучие. В пословицах об этом дне говорится: «Свинку да боровка для Васильева вечерка»; «Не чиста животина свинья, да нет у Бога ничего нечистого — Василий Зимний освятит!». 

Еще один обычай, связанный с кулинарией, — варение каши. Обряд совершался до рассвета; когда каша поспевала, хозяйка вынимала горшок из печи, и вся семья начинала его рассматривать. Если горшок треснул или каша выходила неудачная — это предвещало худое. Если же каша получалась пышной и вкусной, ждали счастья для всего дома.

Также в этот день принято было стряхивать снег с яблонь Васильев вечер признавали самым удачным временем для предсказания будущего. Говорили, что все нагаданное в это время непременно сбудется.

Также в Васильев вечер принято было стряхивать снег с яблонь. Делать это нужно было непременно в полночь, чтобы яблоки уродились. Также ночью следовало следить за погодой: если ветер дул с юга, это означало жаркий и благополучный год; если с запада — к изобилию молока и рыбы; с востока — к урожаю фруктов и ягод. А вот много пушистого инея на деревьях предвещало хороший медосбор.


*** *** ***

 

Именины в этот день: Михаил, Петр.

 

Система управления контентом
429951, г.Новочебоксарск, ул.Винокурова, д.14
Телефон: (8352) 73-13-15
Факс: (8352) 74-00-47
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика